МІКРОЦЕМЕНТ

ЗІСТАРІЛІ ДЗЕРКАЛА

КРЕЙДОВІ ФАРБИ

ПРАЙС НА ТРАФАРЕТИ

Practical Woodworking 10/2004 стр.57-59.
MARK FINNEY

УСКОРЕНИЕ ПРОЦЕССА СТАРЕНИЯ

Как заставить новый книжный шкаф выглядеть так, будто ему лет двести? Ну, хорошо, можно проморить древесину, однако, тогда она лишь станет темнее, но не «состарится». Поэтому многие столяры тщетно пытаются состарить древесину, воссоздавая сколы и вмятины, которые обычно появляются в течение многих лет эксплуатации изделия. Однако, ужаснее всего, когда это делается небрежно с помощью стамесок или топоров. Бедная деревяшка выглядит изношенной и разбитой, а вовсе не старой. Некоторая порча материала, разумеется, необходима, но это должно быть сделано аккуратно, и не выглядеть надуманно. Запомните, случайные повреждения никогда не похожи на ряд однообразных следов!
Тут также возникает и другая проблема. Если воссоздается физический износ, то, как быть с эффектом выцветания вследствие полировки или скопления пыли? А как же с роскошный блеск древесины, которую полировали воском в течение нескольких поколений? В совокупности эти два эффекта и создают вид старины. Существует много технологий для получения каждого из них. По существу, старение – довольно простой процесс, хотя и длительный.

Немного теории

В прошлом мошенники-антиквары сначала подробно изучили бы части старой мебели, обращая внимание на мельчайшие детали настоящего антиквариата. Затем они воспользовались бы некоторыми трюками, вроде добавления тонкой пыли в полировальный воск, чтобы воссоздать скопление пыли в углах, которые обычно появляются только через много лет. Или же они могли бы усилить износ на подлокотниках, сиденьях, поручнях и распорках. В некоторых случаях перед использованием сама древесина подкладывалась в подстилку животным на несколько недель (если не месяцев). А теперь мы хотим получить результат через день!

Быстрый метод

Помните, что каждой части предмета может потребоваться различный подход и колеровка, поэтому было бы разумно перед началом работы провести некоторое исследование, внимательно рассмотрев похожую мебель. Будете ли вы «старить» весь предмет мебели или только заменяемую ножку стула - в любом случае Вам потребуется несколько очень простых инструментов. Обычно используются слесарный молоток с шаровым бойком и несколько острых приспособлений.

Повреждения

1. Очень важно зачистить древесину шлифовальной шкуркой до такой степени, какая предполагалась бы для новой отделки. То, что дерево старое, не означает вовсе, что оно не было тщательно подготовлено в свое время.
2. Смочите поверхность древесины, чтобы приподнять ворс, а после подсушки снова слегка прошлифуйте. Здесь идеально использовать темно-красную (гранатового цвета) бумагу зернистостью 240.

Рис. 1. Используйте чистую водопроводную воду, чтобы поднять ворс.

Рис. 2. Слегка ошкурьте поверхность с помощью бумаги зернистостью 240.

3. Используя набор инструментов, осторожно «подпортьте» древесину, уделяя особое внимание кромкам. Повреждения обычно принимают форму царапин, вмятин и отверстий. Можно даже воссоздать небольшой участок, поврежденный червями, используя тонкое сверло. Постарайтесь в данном случае сверлить не в случайном порядке, а, напротив, обратите внимание, что в действительности ходы червей располагаются небольшими скоплениями.

Рис. 3. Для нанесения повреждений на поверхности не требуется много инструмента.

Рис. 4. Чтобы сымитировать червоточину, тонким сверлом под небольшим углом сверлятся отверстия.

Рис. 5. Глубокие отверстия можно оставить или заполнить, имитируя скопление пыли или небольшой сучок.

4. Заполните глубокие отверстия темной шпатлевкой, имитируя скопление пыли.

Рис. 6. Удалите шпатлевку с помощью тупой стамески так, чтобы не повредить поверхность.

Морение

5. Нанесите темный краситель/морилку на водной основе, чтобы подчеркнуть возраст. Для темного дуба смешайте, например, водные морилки «орех» и «темный дуб», добавив черный или другие пигменты, чтобы получить нужный цвет.

Рис. 7. Морилка на водной основе (не самодельный подкрашенный лак!) наносится, чтобы создать базовый

6. Смойте морилку, используя чистую водопроводную воду, чтобы создать эффект износа.

Рис. 8. Теперь смойте излишки, чтобы проявился «износ».

7. После просушки прошлифуйте древесину, если предыдущая операция не дала желаемого результата.

Рис. 9. Там, где смывка водой оказалась недостаточной, слегка прошлифуйте, чтобы приглушить цвет.

8. Подкрасьте дефекты или царапины, который Вы хотите либо скрыть, либо подчеркнуть, с помощью ватного тампона или острой кисточки, используя пигменты, растворенные в воде.

9. Нанесите верхний слой морилки, которая должна иметь другую основу по отношению к водной основе морилки для «старения». Для дуба обычно это морилки на основе {уайт-спирита, лигроина, бензин-растворителя} «темный дуб», «темный махагони» или «золотой дуб», или комбинация двух оттенков. Оттенки «темный дуб» или «золотой дуб» можно сделать более теплыми, если добавить немного «красного махагони».

Рис. 10. Проморите водной морилкой выборки и впадины, например, основания молдингов или резьбы. Излишки вытрите тряпкой.

Рис. 11. Верхний покров морилки на основе уайт-спирита создает конечный оттенок.

И, наконец, отделка

10. Когда колеровка завершена, для просушки оставьте заготовки на ночь. Перед полированием воском нужно заполнить поры древесины, используя либо покрытие в один слой шеллачным грунтом, либо нанесение грунта кистью, если площадь поверхности значительна. Наносят грунт с помощью полировальной губки вдоль волокон. Если требуется более глубокий и богатый цвет, используйте цветные грунты.

Рис. 12. Однослойное покрытие - грунтовка, наносимая кистью, - быстро создаст базовый блестящий слой.

11. Наконец, нанесите финишный античный воск, используя подушечку из проволочной мочалки класса 0000 и втирая его вдоль волокон древесины. Отполируйте с помощью куска мягкой ткани. Через два-три дня может потребоваться нанести второй слой воска, для чего теперь нужно использовать мягкую полировальную ткань. Для полирования используйте отдельный кусок чистой ткани.

Рис. 13. При нанесении воска под старину, используя стальную мочалку 0000, блеск немного потускнеет, но, так как древесина была загрунтована, цвет не изменится.

Рис. 14. Полирование мягкой тканью дает матовую шелковистую поверхность. Если требуется больше блеска, перед вощением наносите два слоя грунтовки для нанесения кистью.

Если вы захотите вощить без грунтования, нанесите вместо морилки на основе уайт-спирита окрашенный воск, закончив процесс на этом этапе.
Существует много других способов придания эффекта старины, но рассмотренный метод самый простой, и вы сможете, основываясь на нем, создать также и свою собственную технику.

Что такое «патина»?
Патина – это роскошный лоск, приобретаемый деревом с возрастом. Если древесине придается античный вид, то необходимо воссоздать и патину. Это не просто, так как этот лоск вызван многолетним полированием. К тому же и древесина, и воск со временем изменяют цвет, и сочетание этих цветов создает особенный оттенок, а его глубокое проникновение в толщу материала также не позволяет сделать это быстро. Там, где древесина особенно изношена, потребуется и больше усилий при полировании, чтобы усилить блеск.